О практике, дыхании
и негативном жизненном опыте

Вопрос:

Если я созерцаю движение живота (подъем, спад), правильно ли наблюдать и чувствовать движение воздуха через нос сквозь дыхательные пути в легкие? Или это разные практики?


Аджан Хуберт:

В целом есть два способа, с помощью которых мы отслеживаем дыхание. Первый способ. Желательно отслеживать дыхание на всей его протяженности, физически: сначала мы чувствуем вдох в области носа, в носу, между ноздрей, в момент прикосновения. И дальше: как легкие наполняются воздухом, диафрагма поднимается и опускается. Потом живот — стенка поднимается и опускается. Хорошо следовать за дыханием на всей его протяженности, ведь дыхание — это природный процесс, активный. Когда мы следуем за дыханием, наш процесс медитации, ум также становится активным, очень подвижным, живым. Как медитировать, когда тело не двигается, а в уме очень подвижное состояние? Как найти баланс? Когда мы активно следим за дыханием, это помогает нам сохранить бодрость ума. Но есть второй способ: не столько следить за дыханием, а сколько сосредотачиваться на нем. Развивать сосредоточенность — это четвертый шаг практики анапанасати. Мы выбираем одну точку, одну область, где дыхание чувствуется легче всего, где оно воспринимается нами ярче, где нам удобней и комфортней наблюдать это дыхание. И тогда уже мы сосредотачиваемся на этом одном месте. И это индивидуально. Кто-то может наблюдать в области носа, кто-то — в области живота, это не принципиально. В Таиланде практикующие говорят, что удобнее всего наблюдать в области носа, в Бирме — в области живота. Это на усмотрение каждого из вас, но если вы выбираете это место, оставайтесь в этом месте постоянно. Теперь от медитации к медитации не меняйте этого места. Не сопровождая своей внимательностью другие ощущения. И тогда мы развиваем концентрацию.


Когда вы начинаете практиковать, пожалуйста, наблюдайте дыхание на всей его протяженности. И когда вы уже сможете неразрывно следовать за дыханием, выберите точку, где оно чувствуется ярче всего, и сосредотачивайтесь точечно.


Вопрос:

Часто слышу, что дыхание в расслабленном состоянии — это глубокое медленное дыхание, а поверхностное и частое — это возбужденное состояние. Во время медитации и других дел обратил внимание, что дышу поверхностно и часто. При этом чувствую себя вполне комфортно. Только изредка организм делаем глубокий вдох-выдох и потом снова переходит на обычное дыхание. Стоит мне дышать при медитации и по жизни более длинно или оставить все как есть?


Аджан Хуберт:

Есть анапанасати сутта, в которой Будда говорил об этой медитации. Он говорил, что когда практикующий, который садится медитировать, он знает свое дыхание. Когда он делает длинный вдох, он знает: я делаю длинный вдох, когда он делает короткий вдох, он знает: я делаю короткий вдох. Когда он делает спокойный вдох, он знает: я делаю спокойный вдох. Будда не говорил, что если мы сосредотачиваемся на дыхании, мы должны управлять этим процессом. Будда не говорил, что нам нужно развивать дыхательные практики, дыхательные упражнения. Внимательность к дыханию - это не пранаяма, не холотропное дыхание, а физический объект для развития внимательности ума. Мы можем развивать ментальные качества, состояния ума. Но в разных моментах дыхание разное, мы видим, что оно не бывает одинаковым, оно меняется от ситуации к ситуации. И мы можем менять свое эмоциональное состояние, наблюдая за дыханием. Намного легче успокоить дыхание, чем успокоить свое сердце.


Когда вы чувствуете, что от страха и беспокойство дыхание частое, вы можете видеть, что работать с ним легче, чем работать с эмоцией. Можно делать дыхание медленным аккуратно. И медленное дыхание влияет на тело, влияет на эмоции и все остальное. Не придавайте большого значения тому, как вы дышите. Это природный процесс. Но если вы обнаруживаете, что не хватает воздуха, и вы глубоко вздыхаете. Может, вам хватает воздуха, но эмоций уже не хватает. И нужно проветрить не легкие, а сердце. И если ваше дыхание прерывистое, частое, посмотрите, что проявляется вместе с дыханием. И мы увидим, что, может, проявляется напряженность в теле, эмоция, состояние ума. Но дыхание — более грубый физический объект, его легче заметить. Но если вы намеренно успокаиваете дыхание, то эмоции также можно успокаивать.


Анапанасати — это не дыхательное упражнение, а способ познания себя. Очень часто в вдыхании проявляется эмоциональная, ментальная сфера жизни.


Вопрос:

Учитель, как отпустить воспоминания и как с ними работать? Из прошедшего жизненного опыта, который вызывает негативные эмоции и сомнения, которые перекладываются на нынешнюю жизнь?


Аджан Хуберт:

Сейчас это может быть актуальным потому что наша текущая жизнь не очень разнообразна, меньше, чем обычно, вокруг нас сейчас меньше активности, поэтому активность развивается в уме, есть воспоминания о том, что делали в прошлом. И сейчас ничего не происходит и мы думаем, как будет в будущем, заменяем настоящее прошлым или будущим. С одной стороны, очень легко ответить на этот вопрос, но с другой это требует постоянной практики. Ответ прост: развивайте заинтересованность в настоящем. Через заинтересованность развивайте глубокое восприятие настоящего. Развивайте глубокую вовлеченность в настоящем. Конечно, легче думать о жизни, чем проживать эту жизни. Легче думать о событиях, чем участвовать в них, особенно о событиях из прошлого. Думать легко, ведь можно в мыслях поменять всю свою жизнь: а можно было сделать так, он мог бы со мной по-другому поступить, а я мог бы отреагировать по-другому, это же так легко, думать о жизни. Думать даже легче, чем говорить о ней, ведь мысли многим выражать тяжело, а действовать еще труднее. Это стадии нашей жизни, которые называются как камма (карма). Это наше намеренное действие, наше участие здесь и сейчас. Многие говорят: у меня такая карма, карма настигла, это прошлая карма. Это не то, что мы сделали в прошлом, это то, что мы делаем сейчас, это не результат действий, а сами действия. И это действие бывает на трех уровнях: ментальное (что мы думаем о жизни, о себе, о других), это легче всего, мы больше всего вовлечены в этот процесс. Второй уровень — вербальный — что мы говорим. Последствия уже больше. И третий уровень — это наши поступки, они имеют самые глубокие последствия для нашей жизни. И мы можем сейчас быть внимательными к это части буддийского учения: карму иногда сравнивают с семенами. На каком уровне мы больше хотим находиться? На каком уровне мы хотим действовать? На ментальном (ум тоже действует)? Когда мы совершаем поступки — это уже другое. И тогда, если мы переходим на другой уровень, происходит заинтересованность в действиях. Тот, кто много говорит, часто мало делает. Энергия уходит куда-то. Кто много делает, тот часто мало говорит. И тот, кто много думает, часто остается на уровне размышлений и планирования.


Сейчас это очень сложно, сейчас наша жизнь становится уникальной и необычной: в Таиланде "ретрит" становится все жестче. Возможно, вообще нельзя будет выходить из дома — ни днем, ни ночью. Возможно, у вас тоже нелегкие условия. Я хотел бы вас поощрять во возможности и из мудрости соблюдать эти правила, так как это для нашего блага. Но сейчас жизнь становится ограниченной, нужно быть еще более внимательными, более осознанными, более спокойными и заинтересованными чтобы сейчас найти в жизни то, что для чего просыпаться утром. Возможно, сейчас многие могут целый день ничего не делать, многие свободны от работы, от покупок. И многие предаются своим размышлениям, фантазируют. И также с едой — многие много кушают дома. И также пища для ума, можно находить, чем сейчас заниматься, чтобы эта жизнь, которая реальная и настоящая, которая сегодня, была намного более интересной, важной, чем любая предыдущая жизнь. Мы можем сказать, что моя прошлая жизнь была более интересной, я буду думать о ней больше, чем о сегодняшней. Я буду больше времени и сил тратить на то, что было или на то, что есть? Делайте так, чтобы сегодня было радостнее и полезнее, чем вчерашнее. Потому что то, что есть сегодня — это реальное, это настоящее, и ум постепенно отпускает. Потому что нет конфликта, прошлого, будущего. И теперь мы можем практиковать. Давайте, медитируя, посмотрим на свою текущую жизнь. Когда мы смотрим на дыхание, мы же не думаем, как я вчера дышал, это абсурд, ведь мы не будем возвращаться к прошлому вдоху и выдоху. Старайтесь возвращаться в настоящее.