ЖИЗНЬ АДЖАНА БУДДАДАСЫ

Слуга Будды в XX веке
Монастырю Суан Моккх уже 88 лет. За это время здесь обучались, практиковали и жили разные выдающиеся духовные учителя, которые помогли буддийскому учению распространиться далеко за пределы Азии. Именно здесь в течение десяти лет был монахом Аджан Хуберт. Основал Суан Моккх известный во всём мире монах и Учитель Аджан Буддадаса - человек, который, по признанию Всемирной организации ЮНЕСКО, внёс наиболее значимый вклад в духовное развитие всего Таиланда.
Буддийский монастырь Суан Моккх
Аджан Буддадаса родился в 1906 году и в возрасте 20 лет, согласно тайской традиции, стал буддийским монахом. Как и многие, он собирался вновь стать мирянином спустя какое-то время, но так до конца жизни и не снял монашеских одежд, обретя в практике основополагающий смысл своей жизни. «Буддадаса», его монашеское имя, переводится как «Слуга Будды». И он действительно был искренним последователем Будды, распространяя дарованное две с половиной тысячи лет назад учение в совершенно новых условиях современного мира.

Начало пути

Став монахом, Аджан Буддадаса проникся глубоким доверием к духовной практике, но увидел много несовершенств религиозной системы. Он увидел корумпированность религиозных деятелей, чрезмерную обрядовость и ритуальность, за которыми простые люди просто не могли разглядеть истинный смысл учения. Испытав разочарование, Аджан покинул Бангкок, в котором получал базовое буддийское образование, и отправился в свою родную провинцию Сураттани. Там в течение нескольких лет он практиковал в уединении и посвящал всего себя медитации. А в 1932 году основал монастырь Суан Моккх, чтобы обучать монахов и мирян тому, что он сам называл «первозданным буддизмом» или «сердцем Дхаммы Будды».

Сердце буддизма

Однажды, обучая своих учеников, вместо статуи Будды, к которой традиционно были обращены медитирующие, Аджан Буддадаса поставил простой камень. «Вы можете медитировать и так», - сказал Учитель. В течение всей своей жизни Аджан учил, что практика может быть простой и необусловленной, свободной от наносного смысла, ритуалов и культурных привычек, но при этом приносящей глубокую мудрость и знание природы вещей.

Чтобы поддерживать монахов и мирян, он читал лекции об аничче, дуккхе, анатте, пустотности и взаимозависимом возникновении, простыми словами объяснял сложнейшие аспекты буддийского учения, но всегда подчёркивал, что сердцем буддизма является практика. Он сам посвящал много времени личной практике и поощрял своих учеников отдавать предпочтение практики и на собственном опыте постигать природу вещей.

Наследие Буддадасы

Средства массовой информации называли Аджана Буддадасу «самым интеллектуальным монахом страны». Не имея возможности получить полное официальное образование, он активно занимался самообучением, в результате чего даже получил несколько докторских степеней от семи тайских университетов. Чтобы приблизиться к людям своего времени, чтобы говорить с ними на одном языке, Аджан не ограничивался изучением буддизма и религиоведения.По собственному желанию он стал специалистом в области английского языка, архитектуры, поэзии, искусства, фотографии и радио. Чтобы сделать древнее учение доступным для современных людей, он использовал разные средства: писал стихи и поэмы, делал выступления с использованием современных технологий, демонстрировал скульптуры и картины.
Она наша подруга, рожденная, чтобы стареть, переносить болезни и умирать вместе с нами.
Он наш друг, он плывет по сменяющим друг друга циклам жизни вместе с нами.
Она, как и мы, находилась под властью омрачений, а потому – совершала ошибки.
Он не меньше нашего жаждал, ненавидел и заблуждался.
Как и мы, иногда она совершает ошибки.
Как и мы, он не знает, зачем был рожден, и не знает ниббаны.
В чем-то она глупа, и мы тоже такими были.
Что-то он делает, следуя за собственной прихотью, и мы тоже не раз так поступали.
Она хочет быть хорошей, а мы еще сильнее хотим быть хорошими, великими, известными.
Часто он только берет и берет что-то у других, как только выпадает шанс. И мы тоже.
Она женщина, привязанная ко множеству вещей. Привязаны и мы.
Она наша подруга одной с нами страны и одной религии.
Он в долгу перед своей семьей, но не перед нашей.
У нее есть право на собственные вкусы и предпочтения.
Он вправе выбирать для собственного удовлетворения все (и даже религию).
У нее есть право быть нервной или безумной. И у нас тоже.
Он вправе просить нас о сочувствии и помощи.
Она вправе в определенных обстоятельствах получить наше прощение.
Он вправе быть социалистом или либералом, решать это лишь ему.
Она вправе думать о себе прежде, чем о других.
У него, как и у всех нас, есть простое человеческое право находиться в этом мире.
И если мы будем так думать, конфликты не повторятся.
стихотворение Аджана Буддадасы
Глубокая практика Учителя отразилась в его книгах, которые переведены на многие мировые языки. С помощью этих книг многие люди из разных уголков Земного шара начинают знакомство с медитацией и уверенно продвигаются по пути духовного развития.
Буддийский монастырь Суан Моккх

Учение для всех

Аджан Буддадаса c внимательностью относился к разным духовным течениям, изучал конфуцианство, даосизм, христианство, индуизм и ислам. Его способность рассказывать о Дхамме Будды для людей с разным мировозрением и разной культурной оптикой помогла ему найти последователей среди людей разных поколений, культур и религий. Многие западные люди начали своё знакомство с медитацией именно благодаря доступным и простым учениям Аджана Буддадасы. Так он писал в книге «No Religion»:
...тот, кто достиг высочайшего понимания Дхаммы, почувствует, что такой вещи, как «религия», вовсе не существует. Нет буддизма, нет христианства, нет ислама. Как же они могут быть одинаковыми или противоречить друг другу, если их нет? Поэтому слова «Нет никакой религии» на самом деле являются языком наивысшей Дхаммы.
Аджан Буддадаса ушёл в 1993 году, прожив долгую, наполненную практикой и служением жизнь. Монастырь Суан Моккх после его ухода продолжает оставаться местом глубокой духовной практики и сохранения древнего знания.