ВОСПОМИНАНИЯ МОНАХОВ ОБ АДЖАНЕ ПО
Аджан По широко известен в кругу монахов и практикующих. Мы попросили русскоговорящих монахов Аджана Ньянадассано и Тана Кирилла поделиться своими воспоминаниями о встречах с Аджаном По.
Аджан Ньянадассано
Последние 20 лет Аджан Ньянадассано провёл в монашестве традиции Тхеравада линии Аджана Чаа, в настоящее время проживает в монастыре Амаравати в Великобритании.
— В Суан Мокх я приехал по приглашению одного из русских монахов, Тана Даммаджото, с которым мы собирались провести несколько дней в монастыре, затем навестить его родных на Пхукете, а потом отправиться на Самуи в «Дипабхаван». Я помню, как изменился Даммаджото при виде Аджана По: в нём было неподдельное, глубокое уважение и любовь к высокому, стройному старику со спокойным лицом. Аджан сразу спросил, могу ли я учить медитации на русском, и после моего ответа, казалось, потерял ко мне интерес. На другой день мы собирались на Пхукет, но сначала нужно было как-то добираться более 20 километров до города Сурат, а я настоял на том, что денег мы в руки брать не будем. Покидая монастырь, мы заметили Аджана По, сидевшего на лавочке у столовой и, нагружённые вещами, подошли поклониться и попрощаться. Узнав, что мы возможно пойдём пешком, Аджан подозвал мужчину, сидевшего неподалёку, и через несколько минут мы уже садились в машину.
Мы встретились с ним через неделю в Дипабхаване, куда я приезжал потом ещё несколько раз, и где имел возможность видеть его и общаться с ним, проникаясь таким же, наверное, уважением и любовью к этому замечательному человеку, какие видел тогда в своём товарище. Да и не только Даммаджото - казалось что все, кто как-то причастен к нему, дорожат каждой возможностью побыть в его присутствии, выполнить его просьбу или поручение. Он совершенно не заинтересован в чём-то для себя лично, живёт в спартанских условиях и может запросто подойти и помочь рабочим таскать тяжести или размахивать метлой – в свои 80 с лишним лет. Он никогда, наверное, не улыбается и не говорит приятностей, не дорожит дружбой и учениками, а когда я пытался выспрашивать его о личном опыте, Аджан отмахнулся: «Иди читай книжки». Преданный практике медитации, кажется, что он существует лишь для того, чтобы познакомить с нею как можно больше людей, а если может помочь чем-то ещё, всегда поможет.
Чистосердечный, видавший виды, невозмутимый человек, которому ничего ни от кого не нужно, обладающий сокровищем, которым он пытается делиться, и иногда немного грустный оттого, что слишком мало тех, кто принимает его. Редкая драгоценность – Аджан По.
Тан Даммачодо
Русский монах из Красноярска, в настоящее время проживающий в монастыре Ват Ратанаван. Впервые с буддийской практикой Тан Даммачодо познакомился в основанном Аджаном По ретритном центре «Дипабхаван».
— Наша первая встреча произошла в июне 2011 года. В один из жарких дней из Суан Моккх в порт Дон Сак мы ехали в машине. Я был приглашен пройти ретрит в «Дипабхаван» и немного помочь перевести речь русскоговорящих монахов для англоговорящих участников. Впереди сидел Тан Аджан По, а позади ютились Тан Хуберт, Тан Андрей и восьми-обетный мирянин – я. По всей видимости Тан Аджан По произвел на меня достаточно серьезное впечатление, так как я помню, что всю дорогу отчаянно старался следить за своим умом. Пытался поддерживать внутреннюю тишину, чтобы не дать возможности обнаружить свои праздные мысли этому мудрому старцу, от решения которого зависело мое будущее пострижение. И с самой первой встречи это чувство собранности приобрело качество условного рефлекса, появление которого вызывает присутствие Тана Аджана По. По сей день я уверен, что ум мой как открытая книга перед взглядом Учителя, и ничего от него не утаишь.
Тан Аджан По обладает безграничным состраданием к людям вообще, не только к его ученикам, которых, вероятно, многие тысячи. Сложно сосчитать тех, кто впервые познакомился с учением Будды благодаря Тану Аджану По, по чьей инициативе были созданы медитационные центры Суан Моккх Наначат и Дипабхаван. Мне встречались люди, которые познакомились с ним еще до моего рождения, и эта встреча сильно повлияла на их жизни. А сколько через его руки прошло монахов?.. Он не щадит ни времени, ни сил для тех, кто приходит к нему с вопросом. Но я хоть и часто имел возможность с ним общаться, редко начинал беседу. Порой можно получить хороший урок, просто наблюдая со стороны за действиями человека и его речью.