Как сделать так, чтобы дыхание вызывало интерес и любопытство? У меня пока не получается, не понимаю, как этого достичь, с чего начать.
Аджан Хуберт:
Начините, пожалуйста, делать первый шаг анапанасати, второй шаг, предавать дыханию яркость, управлять дыханием, создавать дыхание более длинным, более глубоким или поверхностным, делать его разнообразным и наблюдать, как оно ощущается, какое отличие длинного дыхания от короткого. Не просто садитесь и наблюдайте естественное дыхание потому что оно уже будет третьим шагом, оно скучное, однообразное, монотонное, все более и более. Когда мы успокаиваемся, оно утончается. Придавайте вначале яркость этому объекту и изучайте. Наблюдайте, как вы чувствуете вдох, как заканчивается, какая продолжительность, какие усилия вы затрачиваете. Это создает любознательность в уме, он исследует, видит, как дыхание создаем, как оно проявляется в теле, какой эффект разные виды дыхания влияют на тело. И нам постепенно становится интересно.
Возможно, это не только к дыханию, может есть так, что в повседневной жизни нам сложно развивать углубленность, заинтересованность. Может, по складу характера и ума мы воспринимает все поверхностно и если нужно на чем-то остановиться, во что-то углубляться, исследовать, изучать, нам может быть лениво и неинтересно. Наблюдайте по жизни, можете ли вы чем-то заниматься в другой области, может, на работе, по дому, в каких-то личных делах, заниматься усидчиво. Не только делать одно за другим, а делать это заинтересованностью, чтобы появлялась энергия, радость. Даже если это рутина, появляется углубленность потому что очень часто заинтересованность будет появляться, когда мы будем все глубже и глубже открывать новые области, испытывать новые ощущения, получать новые знания. Может, сейчас в практике можно использовать более полный подход потому что ум, каким он является во время медитации, точно таким же является в повседневной жизни. Как он относится к медитации, также и к другим делам нашей жизни.
Дорогой Учитель, большое спасибо, что поддерживаете нас в повседневной практике. Желая добра всем живым существам и употребляя животный белок в пищу, я испытываю дискомфорт. При этом по состоянию здоровья мне рекомендовано употреблять животный белок в пищу. И по природе своей человек мясоед. Как найти баланс в этом вопросе?
Аджан Хуберт:
Вам с чем лучше жить? С умом или с телом? Если мы следуем вашему вопросу, тело говорит, что можно есть мясо. А ум говорит: нет, я не хочу есть мясо, не хочу убивать, принимать в этом участие, чтобы ради меня убивали. Тело радуется, а ум недоволен. Тело унывает, когда покушало зеленого, нет удовлетворения в теле. Это проблема. Очень часто в целом это проблема, что ум говорит одно, а тело говорит другое. Ум говорит одно, а сердце чувствует другое.
Не воспринимайте, пожалуйста, ум слишком серьезно. Не воспринимайте свои мысли, идеи слишком серьезно. Потому что часто есть так, что пройдет месяц, год, пять лет, и то, к чему в своем уме мы так серьезно относились, ценности и взгляды поменялись. А мы говорили, что это принципиальная жизненная позиция, а там было настроение, новые знания, информация или устали этому следовать, просто стало скучно, пропал к этому интерес. Это не только конкретно к этому, а ко всему. Чаще мы можем замечать в 99%, что наш ум с его идеями и мыслями — это фантазии. Очень отдален от реальности, от действительности. Конечно, если мы находим гармонию, что тело чувствует одно, а сердце, эмоции, настроения в унисон то же самое. Ум точно также думает, тогда мы в раю, мы счастливы, внутри все гармонично.
Не относитесь серьезно к своим чувствам, мыслям, эмоциям, они приходят и уходят. Наблюдайте, что остается, наблюдайте, после чего состояние легкости остается, состояние необремененности, что приносит освобожденность от страданий? У многих практикующих есть внутренний конфликт: чему следовать — уму, сердцу, телу? Есть разные рекомендации, советы, сами мы по-другому подумали. Но сами смотрите, что приносит легкость и освобождение от страданий. Относительно еды, нужно есть мясо или нет, нужно ли быть вегетарианцем, сыроедом или отдельно питаться или вообще не питаться, а только дышать, это индивидуально. Очень многие практикующие находят, что еда настолько развивает сознание, влияет на восприятие, она может влиять на тело отягощает, на наш ум и сознание. Есть пища легкая, не связанная с насилием. Но в буддизме сам Будда говорил: нет никаких правил относительно питания для всех. Сам Будда ел мясо, если хотите, это прямой ответ, монахи ели мясо, сейчас монахи также едят мясо. В буддийских странах люди едят то, что люди им подносят, не готовят себе, не выбирают, это очень глубокая практика, когда люди дают подношение. Далай Лама ест мясо, что также его доктор сказал, что его телу иногда нужен такой белок. Но еще раз, я хочу подчеркнуть: это область индивидуальной и самостоятельной практики. Это не так, что теперь для всех, что все должны так или иначе, очень хорошо в эту область привносить осознанность.
Очень часто важнее того, что мы кушаем, является то, как мы кушаем. Осознанно ли, умеренно ли? Это тоже важный аспект, не только "что", а "как". Какой настрой до и после? Как эта еда влияет на наши эмоции?
Регулярно практикую, следую нравственным принципам, но иногда пропадает мотивация к мирской жизни, так как все видится непостоянным, страдающим, безличным. Но у меня есть семья и ответственность перед близкими. Как поддерживать мотивацию к мирской жизни?
Аджан Хуберт:
Это схоже с первым вопросом. Не разграничивайте, пожалуйста, не делите, мы нераздельны, духовная жизнь и материальная жизнь, забота об уме, забота о теле, медитация и мирское, о себе и о семье. Потому что если мы делим, всегда закончится деление конфликтом. Если мы делим, если сопоставляем, закончится конфликтом, одно другое будет перевешивать, затягивать. Кого слушать: ум или тело? Мы одни, и если у вас есть сильная энергия, мотивация к духовной практике, у вас точно также будет та же самая энергия и мотивация к мирской жизни, к семье, заботе о себе потому что вы не будете видеть, что у нас 10 жизней, жизнь одна. Вы не будете желать себе счастья, развивать качества во время медитации, а когда она закончитсч, надо заботиться о родных, идти на работу, вы будете делать в отсутствии этой мотивации. Умелая практика делает нас едиными, целостными. Это всегда может чуть глубже, на более глубоком уровне очень хороший показатель к практике. Если практика вас разделяет, это неумелая практика, это практика потворствования тому, что нравится. Это практика, в которой мы идем на поводу у того, что нравится. Во время медитации нам хорошо, мы испытываем спокойствие и чувство удовлетворения, а потом медитация закончилась и мы посмотрели на родных и любимых, и ничего не хочется для них делать, ничего не хочется. Мы оправдываем. Ум не скажет: потому что ты ленивый. Он скажет: я очень трудолюбивый, я медитировал и всю вселенную полюбил, но мыть посуду, убирать дома, зарабатывать на жизнь — это мирское. А я же так высоко возвысился в своем сознании, такое блаженство испытывал… Я уже почти в джханах находился, а надо мыть посуду, ехать на работу и общаться со всеми.
У каждого из нас если есть разделение, тогда практика нашла лазейку, что-то неумелое появилось и мы начали потворствовать себе, идти на поводу чему-то неумелому. Может, мы развиваем лень, эгоизм, может, еще что-то. Наблюдайте, пожалуйста, и с той же энергией, энтузиазмом, занимайтесь всем, и практикой, и мирскими делами, и собой, и семьей. Конечно, практика и мудрость будут нам подсказывать, чем заниматся усердно, что во благо, что умело, а другим я не буду заниматься. Это всегда вопрос выбора.
Будда был монахом, но вокруг Будды всегда было много практикующих-мирян, сотни, тысячи последователей, которые очень глубоко практиковали, достигали возвышенных состояний. Часто приходили миряне, задавали вопрос, практиковали, но затем возвращались в свою мирскую жизнь.
Меня часто спрашивают, скучаю ли я по Таиланду, где я был монахом 10 лет. Да, я вспоминаю тепло, по-доброму, но не скучаю. Если бы я скучал, я бы поехал туда. Если я не могу этого получить, то желание получить обернется страданием, появляется внутри конфликт.
Практикуйте так, чтобы становится цельными, едиными, чтобы не было разделения в практике.