ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СЕРДЦА И УМА

Аджан Хуберт
31.07.2019
Делая что-то регулярно, раз за разом, мы обретаем результаты. В регулярной практике таится самый большой потенциал. Буддийская медитация - это практика, развивающая нас внутри, развивающая наш ум и наше сердце. Есть две стороны, как мы живем, действуем. Есть сторона ума, ментальная сторона. В практике мы стремимся развивать умелые мысли. Медитация помогает нам развивать внимательность, осознанность, концентрацию, мудрость. Но есть другая сторона: не то, что мы думаем, а то, что мы чувствуем. У кого-то преобладает одно, у кого-то другое. Кто-то постоянно руководствуется умом и концепциями. Очень часто ум не даёт нам покоя: из-за мыслей в нём много тревоги, вопросов, беспокойства. Но очень часто бывает и так, что люди больше следуют за сердцем, за эмоциями, чувствами, настроением. Поэтому так важно, чтобы медитация развивала обе эти стороны. Ум и сердце.

Но сперва мы развиваем сердце, умелые эмоции. В буддизме говорится, что это фундамент. Когда в сердце есть атмосфера добра, спокойствия, удовлетворения, сострадания, тогда и ум начинает думать в правильном направлении, наши действия и вся жизнь движутся в правильном направлении. Всё начинается с сердца.

Начинайте практику с Любящей Доброты


Я приглашаю вас начинать и заканчивать каждую медитацию с практики Любящей Доброты. Когда вы садитесь медитировать, уделите несколько минут Любящей Доброте к себе. Начинайте каждую практику с мягкости, с сердечных чувств к себе. Посмотрите на своё тело и постарайтесь его расслабить, чтобы в теле была мягкость. Многие практикующие замечают, что медитировать трудно: когда они сидят в медитации, начинает болеть тело, колени, спина. Как правило, эта боль порождает в теле негативные чувства. Сердце сопротивляется боли, и появляются суждения, критика, злость, раздражение. Практикуйте Любящую Доброту к своему телу, чтобы оно было расслабленным. Сканируя тело, расслабляя его, вы помогаете сердцу сохранять доброжелательность, мягкость.

Часто когда в теле появляется боль, мы начинаем сопротивляться. Появляется злость. Так же в жизни: встречая трудность, мы начинаем злиться. Медитация на теле - это прекрасная возможность учиться сталкиваться с этим и не злиться, а сохранять доброжелательность. Потом на протяжении всей медитации старайтесь поддерживать тело в расслабленном, ненапряжённом, приятном и мягком состоянии. Это Любящая Доброта к себе. Затем мы можем переходить к Анапанасати, наблюдая вдох и выдох, не отвлекаясь на мысли, звуки и воспоминания. Заканчивать же медитацию мы можем снова Любящей Добротой. На протяжении всей медитации мы чувствовали расслабленность, лёгкость, принятие. Теперь мы можем желать, чтобы такое состояние переживали наши родные. Можем желать свободы от страданий семье, мужу, жене, родным. В конце практики намного легче желать лёгкости и необременённости другим. Затем можно пожелать, чтобы все вокруг (соседи, те, кто живет в вашем доме, на вашей улице) были свободны от страданий. Неважно, какой является их жизнь, есть ли у них проблемы, пусть они справляются со всем с лёгкостью. Расширяйте Любящую Доброту, охватывая всё больше: желайте счастья тем, кто живёт в вашей местности, в вашем городе, коллегам, друзьям, тем, кто живёт в вашей стране и в других странах, во всём мире. Кем бы они не были, пусть переживают то состояние, которое вы переживали в медитации.

Развитие ума



Это не значит, что как прежде в нашем сердце не будет раздражения, злости, обид, чего-то отягчающего. Что-то всегда будет, но мы наполняем своё сердце Любящей Добротой, и доброжелательности, сердечности становится всё больше, а противоположных чувств — меньше. Есть альтернатива и мы учимся, развиваем вкус к совершенно другим эмоциональным состояниям. Но медитация также развивает ум. Основная цель медитации заключается в том, что она приближает нас к реальности. Она помогает нам видеть вещи такими, какие они есть. Очень часто вместо того, чтобы видеть себя, других, ситуацию, вместо того, чтобы воспринимать то, что есть, мы склонны думать об этом. Сколько у нас мыслей, сколько этих мыслей! Потом они создают проблемы. Как часто мы думаем обо всём, о ситуации, об обстоятельствах, возможностях, о других, о себе. Очень часто эти мысли не находят отражения в реальности, часто они создают проблему, потому что они создают в уме представление. Вот эта ситуация такая, я такой, они другие, и потом нам нужно жить с этими представлениями, с этими иллюзиями. Очень часто нам нужно жить не с реальностью, а мыслями об этой реальности, не с человеком, а с представлениями о нём. Не с принятием себя, а с ожиданиями относительно себя. И эти мысли часто порождают проблемы, потому что то, что мы сами себе придумали, надо решать, с этим надо справляться. Поэтому медитация приближает нас к реальности: вместо того, чтобы думать о себе, как должно всё получаться, мы смотрим, каким это на самом деле является. Мысли - это тоже концепции, идеи. Мысли о будущем. Сейчас продолжается карантин или уже заканчивается, становится слабее, вы по-прежнему переживаете за своё будущее, как переживали два месяца назад, или уже поменьше, потому что уже привыкли, что можно так и жить? Некоторые говорят, что жалко, что он скоро закончится, надо будет вернуться на работу, в свои обычные дела.

Сколько мыслей о будущем, каким оно будет, но всё это концепция. Ребёнок не думает о будущем, он не планирует своего будущего, не понимает, как воспринимать будущее. Очень часто фразы взрослых как "Задумайся о своём будущем, это твоё будущее", для ребёнка являются абстрактным понятием. Как задуматься о том, чего нет? Как можно постичь своё будущее, если его нет? Но если надо думать, что мы сделаем? Мы придумаем, выдумаем, оно таким и будет. Как часто многие порождают в своём уме мысли о прошлом, многие говорят "прошлое преследует меня" и возвращаются в своем уме к мыслям о прошлом, к своему детству, переживаниям, травмам. Как может то, чего нет, преследовать нас? Это же фантазии. Прошлого нет, оно закончилось, как оно может преследовать?

Это как фильм ужасов: иногда зомби воскресают и преследуют живых, вот герои пошли на кладбище и встретили зомби. Но у нас нет фильма ужасов, это фантастика, мы можем пойти на кладбище и сами откопать этого зомби в своём уме, воскресить своё прошлое. Думая об этом, мы откопали эти кости и бьём себя этими костями, говоря "зомби меня преследуют". И нет прошлого и будущего, сколько мыслей о настоящем, они тоже выдуманные, мы смотрим с какого-то ракурса, с точки зрения, а там искажено восприятие. Мы не видим подлинно "здесь и сейчас". Поэтому медитация развивает наш ум, мы развиваем чистое восприятие, это не размышление, думание, анализ, не мысли, идеи, концепции. Медитация помогает нам переживать все, что есть, чувствовать, и видеть это. Чем больше мы видим, тем меньше может думать. Мы знаем, каким это является, на своем опыте мы это переживаем и во время медитации мы можем развивать прямое знание. Началом практики является внимательность к своему телу.

В теле нет этих мыслей, в теле нет никаких фантазий, тело максимально приближено к реальности поэтому осознанность к своему телу - это инструмент, очищает наш ум от иллюзий и фантазий. Во время медитации есть основной объект, мы начинаем с любящей доброты, заканчиваем ей, но во время самой медитации. В этом объекте нет никаких фантазий, страхов, опасений, иллюзий, Старайтесь на протяжении всей медитации чувствовать свое тело, осознавать все свои физические ощущения, если вы наблюдаете дыхание, если вы чувствуете, что тело расслабленно, старайтесь ощущать каждое свое движение. Во время самой медитации мы медитируем недолго, 20-25 минут, мы можем принять решительное намерение, что во время медитации вы будете с реальностью своего тела, какой бы жизнь не была. Она разносторонняя, но на время медитации скажите себе "я отпущу свое прошлое, будущее, свой дом, работу, мысли, опасения, желания, буду приближаться к реальности, к жизни такой, какая она есть, через свое тело". Каждый раз, когда вы шевелитесь, меняете положение тела, осознавайте это. Осознавайте, как вы сидите в начале медитации, как вы сидите в конце, сколько раз мы меняли положение тела. Это в формальной практике. Потом старайтесь на протяжении целого дня хотя бы время от времени возвращаться своим вниманием к телу, делать что-то медленнее, более осознанно.

Как оценить результаты практики осознанности?


Есть очень хороший признак того, насколько мы осознанны. Потом в течение целого дня ведите себя естественно, вы делаете что-то дома, совершаете действия, если мы осознанны, мы всегда ведем себя на порядок тише, мы аккуратно закрываем дверь, передвигаем что-то, наши движения, когда прибавляются к ним осознанность, они становятся точными, аккуратными, не издают лишнего шума, и всегда противоположно: чем менее мы осознанны, тем больше создается звуков. На ретрите есть 50-100 участников и в одном помещении кто-то меняет положение тела, закрывает дверь, двигается, если мы не осознаны, движение всегда создает какой-то звук.

Это хороший показатель нашей осознанности. Часто есть так, что мы закрываем дверь, рука закрывает дверь, она еще не закрылась, но ум уже оставил это движение позади, и ум уже побежал к следующему действию, в размышления, что делать дальше, о будущем, другом действии, и рука сама закрывает дверь, осознанности там нет, есть механическое продолжение действия, оно издает какой-то звук. Попробуйте сегодня, время от времени, возвращаться к своему телу. Когда вы будете присутствовать и наблюдать, что я делаю, какие действия совершаю, чем я занят. Это видение, восприятие, помогает нам осознавать, что у нас есть, и фантазии и мысли будут постепенно уходить, ум будет отпускать потому что будет распознавать разницу между тем, что есть на самом деле, это реальность, я в ней участвую, могу видеть больше, а это всего лишь мысли, это жизнь, я могу проживать ее осознанно, а это мысли о жизни. И есть большая пропасть: жить и думать о жизни. Медитация развивает наш ум через развитие осознанности, приближает к реальности, и когда мысли порождают фантазии, идеи, отступают. И приходит мудрость. Она проявляется в том, что мы живем в гармонии с природой, с тем, что есть на самом деле, нам не нужно справляться со своими представлениями, опасениями, беспокойством.


Аджан Хуберт