Аджан Хуберт:
Что является сутью нашей жизни? Будда говорил о том, что есть разные формы жизни, есть разные миры, в буддизме есть космология, высшие миры, в другой форме жизни, есть низшие миры, видимые и невидимые. Наш мир, в котором мы живем, на языке пали называется камма-лока. "Камма" означает "чувства". "Лока" означает "мир". Наш мир называется чувственным миром. Это важно потому что сейчас это говорит нам о том, что управляет нашей жизнью. Нашей жизнью управляют чувства, все в нашей жизни, согласно буддизму, зависит от наших чувств. Конечно, очень часто есть так, что мы разделяем и говорим, что много в нашей жизни зависит от ума, мыслей, идей, от того, какие у нас концепции, взгляды, ценности. Мы можем об этом говорить теоретически, вы можете наблюдать на своем примере, от чего зависит ваша жизнь, успех, неудача, счастье или страдание, которое появляется, от чего зависит любое действие.
В большей мере это зависит от мысли, от ума, или от чувств, эмоций? От внутреннего состояния, которое находится в сердце? Будда говорил, что чувства все обуславливают. Как это происходит? У нас есть органы чувств, тело является фундаментом нашей жизни. Есть шесть органов чувств, обычно говорим о пяти чувствах, есть шестое чувство, оно такое же естественное. Зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, вкус, а также есть ум. Есть объект, присутствует какой-то образ, звук, то, к чему можно прикоснуться, какая-то еда, которую можно попробовать. Под влиянием контакта с внешним объектом появляется чувство.
Когда мы что-то увидели, услышали, к чему-то прикоснулись, о чем-то подумали, в уме появляется чувство в ответ на контакт с объектом. Есть три вида чувств: приятное, неприятное и нейтральное. И сейчас это чувство, которое появляется, обуславливает нашу дальнейшую жизнь. Если мы что-то увидели и нам стало приятно, это чувство появляется мгновенно. Еще нет идеи, а восприятие появляется сразу. Будда говорил, что наша жизнь состоит из пяти частей, пять последовательно наступающих процессов.
Первый — физические процессы в нашем теле, которые являются базой для наших органов чувств. Второе — сознание, когда глаз что-то увидел, появилось сознание, контакт с этим объектом. Третье — появляется чувство. Четвертые — под влиянием чувства появляется восприятие. Восприятие ищет в уме предыдущий опыт, возвращает нас к прошлому, к тому, что мы знаем об этом объекте, насколько в прошлый раз он оказал на нас влияние, принес он счастье или боль. И под влиянием восприятия появляется пятый процесс, намерение. Это наши мысли, идеи.
Если мы можем более коротко сказать, как в практике анапанасати есть три части. В первой мы наблюдаем, расслабляем свое тело, сосредотачиваемся на дыхании, оно приносит нейтральное чувство, чувство спокойствия. Второй объект — мы можем наблюдать свои чувства, эмоции. Каждый раз, когда происходит контакт наших органов чувств, сама мысль может быть объектом для появления чувства, эмоции. Когда подумаем о чем-то радостном, вспомним что-то или подумаем, что в будущем нас что-то радостное ждет, появляется чувство радости, приятное. Всегда в момент контакта происходит образование возникновения какого-то чувства.
Почему мы об этом так говорим? Будда говорил, что это основа практики. Мы живем в чувственном мире, важно быть внимательными к своим чувствам, эмоциям, к атмосфере, которая внутри нас, которую мы создаем, которая создается нашим сердцем. От того, какая в нас атмосфера и чувства, будет зависеть все остальное. От этого будет зависеть, что мы будем делать, как мы будем думать, к чему мы будем стремиться. Если что-то происходит приятное, нам от этого хорошо. Естественно мы начинаем создавать намерение, получать это, привязываться к этому, развивать, стремиться. Если что-то вызывает болезненное чувство, мы естественно создаем недоброжелателmyst реакции, действия, которые помогут нам убрать это из жизни.
Сейчас, когда мы говорим о чувствах, есть две формы в жизни. Кто-то больше чувствует, кто-то больше думает. Чувство чаще всего неподконтрольно, они появляются. Сейчас мы будем медитировать и вы не можете быть уверены, в каком настроении вы можете медитировать. Как закончится медитация каждого из вас? Через 20 минут будет чувство удовлетворения, радости, чувство отягчающее? Мы просыпаемся утром и мы не знаем, какое чувство придет. Чувства приходят и уходят, но когда мы внимательны к своим чувствам, мы можем учиться ими управлять. Мы можем распознавать, это чувство проявляется в наших словах, действиях, мыслях, и оно приносит нам страдание. Часто мы не знаем, почему. Часто бывает так, что мы проснулись не в настроении и ищем, кто в этом виноват. Он не так сказал, не так сделала, не так со мной обошлись, мы ищем, что теперь ум и каждое наше чувтсво и эмоцию ум должен объяснить, либо оправдать, либо осудить, найти в этом смысл и развивать это чувство, либо осуждать это, искать источник этого чувства. Часто источник этого чувства — это просто сама жизнь, нет видимого, не потому что кто-то сказал и мы почувствовали себя плохо, те же самые чувства появляются без причины. Грустно, радостно, спокойно может быть без явной причины потому что это жизнь.
Но, когда мы видим неизбежность этих чувств, то мы можем с большей легкостью к ним относится, не настолько серьезно, не заниматься самокопанием, не размышлять о них, а позволять, чтобы они приходили и уходили, не отождествлялась с ними. Очень удивительный пример тайцев: когда я приехал в Таиланд, я не знал культуры, тайцев, языка и меня поразило, как легко они улыбаются, они открытые, даже если у них есть проблемы, они не особо переживают, они не застревают в этом, они с большей легкостью отпускают, открываются новому. И меня удивляло, почему так происходит. Поначалу я думал: они буддисты, очень многие медитируют, приходят в монастырь, слушают лекции, наверное, они мудрые. Из мудрости приходит счастье, легкость, свобода. Потом мы общались с одним монахом, он англичанин. Я только что стал монахом, это было 15 лет назад, а он в то время был уже более 20 лет монахом. И он сказал, что они счастливы, не страдают, легко отпускают не из-за мудрости, она как у всех, они не просветленные, но почему так легко живут, умеют справляться с переживаниями, а они, медитируя, очень внимательны к своим чувствам, они не хотят, не желают переживать чего-то отягчающего. Когда приходит страдание, они просто чувствуют: вот это страдание, вот это боль, вот это тяжесть, они не хотят этого бремени, они не идут слепо в это состояние, развивая, создавая. Они с легкостью тут же отпускают. И потом, когда мы общались с тайцами, когда я смотрел, действительно, мудрости там нет, они хотят легко и счастливо жить, не обременяя себя. И если что-то тяжелое приходит, они это не развивают, они учатся, желая легкости. Многие из вас, кто был в Таиланде, могут это подтвердить. И в этом причина: познавать свои чувства, эмоции, состояния, свое настроение, и развивать легкость. Потом появляется вкус к радости, легкости, и у нас всегда есть выбор.
Многие часто спрашивают: если мы будем так внимательны к своим чувствам, мы не будем переживать, вовлекаться, не станем ли мы бесчувственными. Если все надо отпускать, как переживать эти чувства? Наоборот, мы будем внимательно, наблюдая чувства, переживать их, намного больше, намного глубже, чувствовать все, но не будем все чувства проявлять, в этом будет мудрость нашей практики и ее результат. Быть внимательными к своим чувствам, переживать свои чувства, осознавая их, но не все свои чувства проявлять, а только те, которые мы находим полезными. Чувства зарождаются в сердце, глубоко, даже не понять, как зарождаются. Проявлять — это давать ход чувствам, развивать, подключать к ним мысли, ум начинаем вести диалог, оправдывая осуждая, проявлять в своем поведении, в тоне голоса, жестах, поступках. И когда есть просто чувство, это жизнь в самом начале, с этим легко справится. И когда мы даем чувству ход, развитие, оно проявляется на ментальном уровне, на уме, с этим сложнее справится потому что ум подкрепил какими-то идеями, когда чувство проявилось в словах, еще труднее с ним справится, когда проявилось в поступках — еще труднее. Но каждая новая форма проявления чувства, оно становится более крепким, укореняется и уже с его последствиями нам нужно справляться.
Не только во время медитации, а в течение всего дня наблюдайте свои чувства, каждый раз, когда вы что-то увидели, услышали, каждый раз произойдет контакт с каким-то объектом, мысль — это тоже фундамент для появления чувства. Наблюдайте, какое эмоциональное состояние это создает. Потому что потом именно от нашего настроя будет зависеть все остальное. И, познава свои чувства, переживая их, наоборот, будучи внимательными, распознавать, это умелое чувство, им нужно наполнять свою жизнь на уровне мысли, действия, чтобы была гармония с чувствами. А эти чувства неумелы, их не нужно проявлять наружу, так, чтобы другие видели, если начинаю страдать, чтобы другие начинали страдать. Когда эти чувства внутри, их намного легче в самом источнике зарождения можно их отпускать, они еще маленькие, не обросли ничем, не развились. Когда мы практикуем, мы можем видеть, как это работает на нас, мы будем воодушевлены. Я много лет прожил в Таиланде, это бросается в глаза, это не из-за мудрости, просто, практикуя медитацию, мы видим жизнь, какой она является, мы видим, насколько наши чувства обуславливают все остальные. Будда говорил: тот, кто научился управлять своими чувствами, он может управлять всем миром. Чувства все решают. Практикуя, развивайте внимательность к своему состоянию, настроению, к своим эмоциям, это будет обуславливать все остальное.