1. Как развивать внимательность, памятование во время медитации? Многие практикующие находят полезным произносить про себя ощущения. Можно называть их короткими словами. Например, "Вдох и выдох". Поначалу наша внимательность недостаточно прочна, и это может нам помочь. Повторяйте "Вдох-выдох" со своей скоростью. В Таиланде многие монахи, медитируя, повторяют слово "Будда". Буд-да. Многие подсчитывают вдохи и выдохи. Вдох — один. Выдох — один. Вдох — два. Выдох — два. Пусть это будет одно слово, которое поддерживает памятование ума.
2. Медитируя задавайте себе вопрос: "Что я сейчас делаю"? Где моя внимательность? Начните медитировать и задайте себе этот вопрос через минуту. Очень часто мы не замечаем, как отвлеклись. Мы можем обнаружить, что думаем о чём-то уже десять минут. Этот вопрос поможет нам обнаружить, что мы отвлеклись, и вернуться к наблюдению, к развитию спокойства и сосредоточенности. Спрашивайте себя, где ваш ум.
3. Сама внимательность может быть очень хорошим объектом. Попробуйте на протяжении всей медитации отслеживать свою внимательность. Вы наблюдаете дыхание, отслеживаете свою внимательность. Вот она есть, и вы отслеживаете чётко весь процесс дыхания. А вот появляется мысль, вы начинаете отвлекаться. Что становится для вас интереснее? Когда в уме присутствует собранность, а когда —вялость? Наблюдая свою внимательность, мы можем видеть результаты своей практики.
Внимательность мы можем развивать в медитации, сосредоточившись на дыхании, возвращаясь к одному объекту вновь и вновь. Ум становится усидчивым. Внимательность хорошо развивать и вне медитации, в течение дня. Будда говорил, что у нас есть пища. Ахара на языке пали. Есть шесть видов пищи. Шесть органов восприятия (глаза, обоняние, слух, тело, вкус и ум), каждый орган воспринимает свой объект (образы, звуки, вкусы и запахи, тактильные ощущения, мысли). То, что мы воспринимаем — это пища для наших органов чувств. Это точно такая же пища, как пища для тела, завтрак, обед, ужин. Эта пища переваривается, она может быть полезной и бесполезной. С ней мы можем развиваться, она может приносить тяжесть. То, что мы смотрим, слушаем — пища для нашего сознания. В этом контексте Будда часто говорил что хорошо развивать умелую внимательность. На пали ёнисо манасикара. Питаться тем, что не приносит страданий. Может быть так, что сейчас у всех людей жизнь поменялась, мы живём в других условиях. Я полагаю, что разные привычки у людей поменялись, в том числе привычки питания. Многие заедают скуку. Вчера я общался с учеником из России. Он говорит, что теперь многие ходят в магазин по десять-двадцать раз на дню, потому что это разрешено. Может, они не только так часто ходят в магазин, но и так часто кушают. То же самое может относиться к уму. Нам скучно, и мы тут смотрим что-то, тут думаем, тут общаемся, чтобы убить время. Следите за своей диетой в контексте умелой внимательности. Разборчивы ли вы в пище для ума? Что слушаете, смотрите, читаете? Что думаете и чувствуете? Ведь потом нам с этим жить, всё это оставляет свой след. Развивайте умелую внимательность.
Аджан Хуберт