Вопросы о любви, ответы о практике

Вопрос: Что такое любовь? Как правильно к ней относиться и что стоит искать в отношениях с партнером?


Аджан Хуберт:

Что искать? Не ищите. Потому что вдруг будет разочарование и вы не найдете. Я не знаю, сколько в нашей жизни мы можем найти, какое соотношение, а сколько мы должны сами создать. Поэтому, может, лучше думать в таком русле: не что искать в отношениях, а что можно создать. Это более активная позиция, более деятельная. Это исходит от нас и зависит от нас. Что я могу создать? Это более активная позиция ко всей жизни, ко всем отношениям.


Что такое любовь? Это общий вопрос. Не задавайте себе, пожалуйста, этот вопрос. Он ни о чем. То, что для одного любовь — для вас будет не любовью. То, как один проявляет любовь, для вас будет совершенно другим. Спрашивайте себя: что для вас любовь? Спрашивайте себя не что искать в отношениях, а что можно создать в отношениях. Может, ваше понимание любви будет настолько уникальным, что никто так не будет воспринимать любовь, как вы. Может, это будет индивидуальным, самым красивым, нестандартным, непохожим ни на что другое. Вопрос "что такое любовь?" будет обобщающим, а вот что такое ваша любовь? Ответьте себе на этот вопрос.


Как она переживается, чувствуется, выражается? Что она приносит, чего требует в моем конкретном случае? И тогда мы не будем спрашивать: что для него любовь? Обобщая, многие спрашивают, что такое спокойствие. В целом, любовь, спокойствие — это всего лишь слово. И этим словом может выражаться совершенно разное поведение, чувства, состояния, эмоции, разная самопожертвенность. Что такое ваша любовь? Спрашивать себя так намного полезнее.


Встаньте утром, умойтесь, посмотрите в зеркало и скажите: сегодня я не буду думать о себе, сегодня я не буду думать о другом, сегодня я буду думать о всех живых существах. Я не буду думать о себе, не буду думать о тебе, я буду думать о нас. Это отношения. Всегда, когда появляются отношения, мы должны отпускать какую-то частицу себя, своего. Там, где до этого было "я", "мое", сейчас появляется "мы". Чем больше будет этого "мы", тем больше будет любви. Так любовь будет проникать во все сферы: меньше меня, больше "мы".


Я вообще не специалист по любви, отношениям, но это то, что в буддизме говорится о практике, практике отпускания "я, мое", самопожертвования. Есть разные виды любви. Есть любовь к партнеру, есть любовь к родителям, это уже другая любовь. Есть любовь к детям, семейная, родственная любовь. Есть любовь к друзьям, это тоже форма любви. Есть любовь к близким по духу, есть любящая доброта ко всем живым существам. Есть разные категории любви. И чем более любовь глубокая и наполненная мудростью, тем менее она выборочна, менее зависима, она распространяется на всех живых существ. Это прекрасная аффирмация: я не буду думать о себе, о другом, я буду думать о нас, обо всех живых существах.


Вопрос: Стерпится — слюбится. Следует ли следовать этому принципу? Что, через страдания мы познаем любовь и счастье или же это заблуждение, если говорить о любви к противоположному полу?


Аджан Хуберт:

Очень многие воспринимают так: через тернии к звездам. К счастью через страдания. Можно познать счастье без страданий. Невозможно познать счастье в страданиях. Это иллюзия, также как кто-то бы спросил: можно познать здоровье в болезни? Это невозможно. Болезнь может и быть не только временной, а хронической. Она уже такая длинная, что скрыла в памяти предыдущее здоровье. Невозможно, страдая, познать, что такое счастье. В буддизме всегда говорится о том, чтобы быть в настоящем. Если здесь и сейчас у нас есть страдание, то мы может познать страдание. Встречая трудности, проблемы, мы можем познавать эти трудности, проблемы. И тогда они накладывают на нас такой отпечаток, что это становится сильной мотивирующей силой, чтобы стремиться практиковать к освобождению. И тогда практика ведет к освобождению от этих страданий. Самый простой пример: кто-то родился бедным, в детстве был бедным, и он так проникся этим положением, бедностью, что он решил трудиться и работать чтобы покончить с бедностью. И он стал богатым. Но что его мотивировало на это? Он не познал богатства, когда был бедным. В познании бедности он себя мотивировал, чтобы уйти от этого состояния. То же самое в духовном плане. Есть прекрасная история, почему сам Будда практиковал. Он жил в комфортных условиях, он был принцем и жил во дворце, но однажды он вышел в город. Он посмотрел, как живут обычные люди. Он увидел больного человека, затем пожилого, затем он увидел кремацию. И эти страдания мотивировали его на то, чтобы практиковать к свободе от страданий. Он ушел из дворца, был аскетом и практиковал шесть лет до того, как стал пробужденным. Увидев страдания, он начал практиковать. Не прятаться, не убегать, не закрывать глаза. Многие люди не хотят чувствовать, проникаться трудностями и проблемами, но когда мы познаем страдания, это мотивирует нас. Например, в семье есть ссоры и раздражения, то мы будет уходить от этого, привлекая в жизни практику. Когда нет "я", а есть "мы", то можно преодолевать трудности, поддерживать друг друга, а когда есть счастье, то работайте с тем, что есть. Можно работать с этим состоянием, когда в отношениях есть доброта и взаимопонимание, щедрость, любовь, самопожертвование, чтобы эти состояния запомнились надолго. Когда есть счастье, вы не думаете о страданиях. Когда есть страдание, не думайте о счастье. Это всего лишь память. Когда есть страдание, мы думаем о том, что будет потом, мы не можем использовать то, что есть прямо сейчас. Прислушивайтесь к себе, если вы медитируете и ваш супруг или близких человек тоже медитирует, делайте это вместе. Медитация развивает чуткость восприятия, утонченное восприятие. И мы можем познавать себя: что такое моя любовь, что такое его любовь, как свою любовь проявлять, потому что когда мы чувствуем, видим, отпадут всякие сомнения. Если мы будем от ума, размышлять об этом, то всегда будут вопросы: люблю, не люблю? Я всегда привожу пример девушки на ретрите, когда я был монахом, это было много лет назад, она подошла и говорит: у меня такие хорошие отношения, у меня замечательный молодой человек, он такой заботливый, но я почему-то постоянно думаю о предыдущем. Это любовь или нет? Я ответил, что не знаю, может, это такая любовь, может и нет. Практикуйте, наблюдайте и разберитесь. Потому что когда в уме, когда эти вопросы будут там, им не будет конца. Сомнениям не будет конца. Это любовь, это сказочная любовь, это пока не любовь или это сильная любовь? Наблюдайте, что вы чувствуете. Наблюдайте, как ваши чувства влияют на вас. Хотите ли вы быть с этими чувствами? Не с этим человеком, а с этими чувствами? Стремиться к чему-то лучшемы, вы можете потом делать это вместе, чтобы видеть это. И тогда все вопросы, вся философия, весь ум будут умолкать, когда мы стараемся больше и больше чувствовать. И тогда сомнения уходят, а чувства делают наше восприятие, наше сердце, легким, открытым. И тогда можно будет наслаждаться, у другого также не будет возникать сомнений. Пробуйте повторять нашу аффирмацию, мантру, это очень ценно, перед зеркалом, улыбаясь, или в своем уме, про себя. Сегодня я не буду думать о себе, сегодня я не буду думать о другом, (это всегда узкое мышление). Сегодня я буду думать о всех живых существах. И действовать и жить во благо всех живых существ.




Аджан Хуберт